В мире: Прибалтика готовит плацдарм для нападения на Россию

В мире: Прибалтика готовит плацдарм для нападения на Россию
15:55, 30 Окт.

Вот уже третий аэродром подготовлен альянсом НАТО в Прибалтике для базирования самых современных боевых самолетов. Речь идет в том числе о возможности принимать носители ядерного оружия. Почему все эти мероприятия имеют прямое отношение к планированию нападения на Россию и какую роль отводит США этим аэродромам? Авиабаза в Лиелварде, расположенная к юго-востоку от Риги, была создана советскими военными еще в 1970 году – и являлась одной из крупнейших в Прибалтике.

При СССР в Лиелварде располагался 899-й Оршанский Краснознаменный ордена Суворова истребительный авиаполк имени Ф.

Э. Дзержинского. И там базировались сначала истребители МиГ-21, а позже МиГ-27Д и Миг-23УБ. После того, как Латвия вошла в НАТО, в Лиелварде обосновались военные альянса.

В частности, авиабазу стали применять для размещения там штурмовиков А-10, вертолетов UH-60 Black Hawk и беспилотников MQ-1 Predator. Как раскрыло издание Business Insider, в случае войны данные беспилотники будут собирать информацию о передвижении противника (то есть российских вооруженных сил) и направлять ее в Совместный контрольный центр, который организует атаку силами самолетов-штурмовиков A-10 Thunderbolt II.

В случае необходимости, к ним могут присоединиться и многоцелевые самолеты пятого поколения F22.

В начале 2016 года стартовала реконструкция авиабазы – там началось создание складских объектов, обновление жилых помещений персонала, ремонт дорожной сети и взлетных полос.

И вот работы закончились. «Теперь союзные ВВС НАТО имеют доступ к еще одному модернизированному военному аэродрому в Прибалтике.

Аэродром Лиелварде способен принимать союзные самолеты в любое время суток и в любых погодных условиях», – сообщило в октябре 2021-го воздушное командование НАТО. В первую очередь, авиабазу планируют применять для нужд воздушного патруля.

ВВС стран Балтии современными истребителями не обладают, но облет региона осуществляют четыре истребителя других стран НАТО, раз в полгода сменяемые в порядке ротации. И теперь, как поясняют в НАТО, «истребители альянса.

смогут использовать аэродром Лиелварде в качестве запасной взлетно-посадочной площадки». То есть, в случае невозможности использования авиабаз в Эмари в Эстонии и Зокняй в Литве истребители будут направляться в Лиелварде в Латвии.

В ближайшее время на латвийский аэродром уже планируют прибыть датские истребители F-16. На авиабазе помимо истребителей будут также размещаться военно-транспортные самолеты и беспилотники дальнего действия.

На ситуацию обратили внимание в российском Министерстве иностранных дел. «Налицо новые шаги Североатлантического альянса по усилению своего военного присутствия в непосредственной близости от границ Российской Федерации.

По нашему убеждению, наращивание потенциала НАТО в Прибалтике способно привести к дестабилизации военно-политической ситуации в Балтийском регионе», – констатирует официальный голос российского МИДа Мария Захарова.

К слову, в марте 2017 года вступил в силу договор между США и Латвией о военном сотрудничестве. По поводу этого документа публицист Владимир Линдерман пишет, что на согласованных военных объектах американцы получили право реконструировать старые строения и возводить новые по своему усмотрению.

«Формально эти строения будут принадлежать Латвии, однако вооруженные силы США вправе их использовать "настолько долго, насколько сами сочтут необходимым" – так записано в договоре.

Еще один серьезный пункт договора: прибывающие в Латвию воздушные, морские и сухопутные транспортные средства вооруженных сил США не подлежат обыску и проверке без разрешения американских учреждений.

На практике это означает, что любые виды вооружений и боеприпасов могут быть доставлены в Латвию без ведома местных властей. Кстати, и без ведома других союзников по НАТО: соглашение – двустороннее, позволяющее американцам в случае необходимости действовать в обход громоздкой бюрократической машины альянса», – подчеркивает Линдерман.

Опасные «бородавочники» Другая важная авиабаза НАТО в Прибалтике – эстонская Эмари.

Тут тоже раньше размещался советский военный аэродром, который альянс приспособил для своих нужд. Существует программа НАТО Еuropean Reassurance Initiative (ERI), с помощью которой США выстраивает на территории Восточной Европы свою военную инфраструктуру.

В частности, в 2015 году в рамках этой программы Эстония получила 68 миллионов долларов на развитие Эмари и полигона Тапа. Впрочем, вложив эти деньги, американцы заполучили и полный контроль над объектами.

В августе 2015 года министерство обороны Эстонии подготовило закон, в котором излагаются права прибывающих в страну военнослужащих США на использование инфраструктуры в местах их дислокации. В соответствии с этим документом, Таллин предоставляет янки беспрепятственный доступ в Эмари, на Центральный полигон (находящийся, кстати, менее чем в 350 километрах от Санкт-Петербурга), в военный городок Тапа и прочие здания и сооружения, которые Эстония в будущем может передать в пользование заморским гостям.

В документе определяется понятие «беспрепятственного доступа» на все эти объекты любого количества транспортных средств и воздушных судов вооруженных сил США.

То есть там, где постоянно находится четыре истребителя, завтра может оказаться хоть четыреста – лишь бы возможности базы позволили.

Характерно, что вскоре после принятия этого документа аэродром Эмари впервые оказался задействован в учениях с использованием все тех же американских штурмовиков А-10 Thunderbolt II.

Полковник ВВС Эстонии Яак Тариен по этому поводу заявил: «Эти тренировки дадут прекрасную возможность протестировать все способности наших военно-воздушных сил – начиная от команд авиабазы Эмари и радарных постов до операторов воздушного мониторинга и стрелков.

Владение самостоятельной боевой авиацией, к сожалению, не по силам нашему государству.

Однако способность ВВС Эстонии быстро и эффективно привлечь самолеты союзников к операциям в нашем регионе обеспечит нам крепкую защиту». А вот российские военные специалисты тогда сразу обратили внимание, что штурмовики А-10 (неофициально прозванные «бородавочниками), способны нести ядерные боезапасы малой и сверхмалой мощности.

В случае необходимости,такой самолет может долететь до российской границы из Эстонии всего за несколько минут.

Неподалеку находятся Санкт-Петербург, порт в Усть-Луге, Новгород, Псков, прочие крупные города, важные объекты инфраструктуры. Понятно, что в случае атаки российские вооруженные силы не будут сидеть сложа руки.

Но если на борту штурмовиков НАТО окажется ядерное оружие, это меняет всю картину. Даже один-единственный выпущенный боеприпас такого рода способен повлечь за собой поистине страшные последствия. За минувшие годы авиабаза Эмари многократно становилась местом размещения самой разнообразной военной техники – тем более, что учения НАТО проходят в регионе практически непрерывно.

Что особо интересно – в Эмари совершали посадку новейшие многоцелевые истребители-бомбардировщики F-35A и разведывательно-ударные беспилотники MQ9 Reaper (такие аппараты могут быть оснащены как боевыми ракетами для поражения целей, так и камерами для разведки).

«Все цели оказались успешно поражены» Третья важная опорная точка ВВС НАТО в Прибалтике – авиационная база Зокняй (под Шяуляем) в Литве.

И снова речь идет о бывшем советском военном аэродроме. В мае 2016 года было объявлено, что модернизация авиационной базы в Зокняй (под Шяуляем) обойдется американским налогоплательщикам в 6,2 млн евро.

Большинство объектов реконструированного аэродрома были сданы в эксплуатацию в августе 2020 года. В их числе оказались обновленная рулежная дорожка, стоянка перед самолетными ангарами, новые ангары для наземной техники и ремонтных работ, центр управления воздушными операциями, три перрона, подъездные пути и другие объекты.

Замминистра обороны Литвы Эймутис Мисюнас заявил, что построенная в Зокняй инфраструктура улучшит условия для проведения учений подразделений США и других членов НАТО и максимально ускорит их переброску в прибалтийский регион.

А с октября 2020-го при аэродроме в Зокняй начал работу германский центр контроля за воздушным пространством и оповещения ВВС.

Аналогичные центры находятся в Кармелаве (Литва), Лиелварде (Латвия) и Таллине. Их введение в строй связано с тем, что с 1 января 2020 года начала действовать единая система контроля над воздушным пространством Прибалтики (BALTNET).

Стоит еще отметить, что осенью 2018 года в литовском городе Казлу-Руда (Мариямпольский район) появился первый в Прибалтике военный авиационный полигон, отвечающий всем стандартам НАТО.

Данный объект располагается примерно в 60 километрах от границы с Россией. На нем самолеты НАТО отрабатывают удары по наземным мишеням. Строительство авиаполигона продолжалось в течение года.

К проекту было привлечено инженерное подразделение ВВС США Red Horse (из Пенсильвании), финансирование осуществлялось за счет Европейской инициативы США по предоставлению гарантий безопасности (European Reassurance Initiative, ERI).

В октябре 2019-го в Казлу-Руда впервые тренировались два стратегических бомбардировщика B-52 ВВС США. Они семь раз пролетели над мишенями (строениями и колоннами автомобилей) и сбросили на них с высоты примерно шесть километров 12 инертных бомб BDU 50.

Как с гордостью отрапортовали литовцы, восторженно следившие за тренировками своих американских друзей, «все цели оказались успешно поражены».

К слову сказать, в случае чего, если возникнет такая необходимость, боевые самолеты НАТО могут обойтись в Прибалтике и без аэродромов. В августе этого года в Латвии в рамках учений альянса Northern Strike состоялись необычные тренировки.

Впервые в истории этого государства самолеты американских ВВС совершили посадку на шоссе. Это оказались штурмовик А-10 и транспортно-пассажирский самолет C-146 Wolfhounds. Судя по факту проведения таких тренировок, альянс НАТО все серьезнее рассматривает Прибалтику в качестве возможной арены будущих боевых действий.

Теги: боевая авиация , армия и вооружение , Прибалтика.

Рубрика: Главные новости. Читать весь текст на vz.ru.