Неблагоприятный отбор (англ. adverse selection) — рыночная ситуация, при которой из-за разной осведомлённости участников сделки в выигрыше оказываются самые недобросовестные. В результате рынок заполняют некачественные продукты.
Проще говоря, неблагоприятный отбор — это отбор худших. В ситуации, когда одна из сторон сделки знает какую-либо информацию, способную снизить цену товара, но умалчивает о ней, другой стороне сделки приходится действовать наугад и зачастую приобретать худший товар по завышенной цене.
При этом чуть более дорогой, но гораздо более качественный товар не будет пользоваться спросом. Постепенно более честные участники рынка покидают его и рынок заполняют худшие представители.
Впервые механизм такого отбора описал американский экономист Джордж Акерлоф на примере рынка подержанных машин. Торговцы машинами владеют информацией о реальном состоянии авто в гораздо большей степени, чем покупатели.
Хорошие машины на сленге называются «сливами», плохие — «лимонами». Большинство покупателей подержанных машин разбираются в них хуже продавцов и не могут отличить «сливы» от «лимонов».
При этом они готовы заплатить «среднюю цену» за автомобиль нормального качества. Поэтому торговцы могут ставить завышенную цену на «лимон», в то время как действительно хорошие по соотношению цена/качество машины покупатели почти не берут из-за более высокой цены.
Так торговля «сливами» становится нерентабельной и продавцы перестают торговать хорошими машинами. Явление, когда одна из сторон знает о предмете сделки или её условиях больше, чем другая, называется «асимметричность информации».
Пример употребления «Фактически биржи медицинского страхования не работают без предписаний и субсидий.
Без них спрос становится недостаточным, а неблагоприятный отборчрезмерно увеличивается». (Профессор Массачусетского технологического института Джонатан Грубер — об идее отменить федеральный закон США Obamacare, который предусматривал субсидии на покупку медстраховки.
) Нюансы Механизм неблагоприятного отбора работает на многих рынках. При этом скрывать информацию могут разные стороны сделки. Например, неблагоприятный отбор на страховом рынке заключается в том, что спрос на тот или иной вид страхования выше у той группы лиц, которая находится в группе риска.
Курильщики больше заинтересованы в страховке от рака лёгких, чем некурящие.
Но большое число курильщиков, купивших страховку, увеличивает число страховых случаев. Поэтому для того, чтобы не нести убытки, страховщики повышают стоимость страховки. И в итоге покупать её начинают только курильщики, которым выгодно умалчивать о своей вредной привычке.
Неблагоприятный отбор в сфере кредитования заключается в том, что добросовестные заёмщики склонны лучше оценивать риски и при повышенном проценте отказываются от кредита.
А те, кто не собирается отдавать деньги обратно, готовы взять их под любые проценты; таким образом, они повышают риск для банка и заставляют его снова увеличивать ставку по кредиту.
Существует два основных способа борьбы с неблагоприятным отбором. Подача сигнала — создание механизмов, которые сигнализируют о качестве товара или услуги. Сигналами можно считать документы об образовании, рейтинговую систему eBay, гарантию продавца на товар и т.
д. Скрининг — тщательная проверка от той стороны сделки, которая наименее осведомлена, например сторонней сервисной организацией, аудиторами и т.
д. Факт За свою работу «Рынок "лимонов": неопределенность качества и рыночный механизм» Джордж Акерлоф получил Нобелевскую премию. При этом, несмотря на то что работу опубликовали в 1970 году, награду за неё экономист получил только в 2001 году.
Современники экономиста считали работу тривиальной, а рецензенты назвали ошибочной и заявили, что если теория верна, то никакие качественные товары не получится продать никогда.
Статью проверил: Николай Мрочковский, к. э. н., доцент РЭУ им Г. В. Плеханова.
Рубрика: Бизнес и Ресурсы. Читать весь текст на secretmag.ru.